В этом уроке вы узнаете, что такое обыкновенная дробь, смешанная дробь, десятичная дробь, какие бывают действия с дробями. Познакомитесь с понятием степень числа и узнаете про свойства степеней. Ну и конечно же мы рассмотрим примеры, куда же без них.
Смотрите бесплатные видео-уроки на канале Ёжику Понятно.
Содержание страницы:
Примеры решений заданий из ОГЭ
Действия с дробями
Понятие обыкновенной, десятичной, смешанной дроби.
Обыкновенная дробь – дробь вида
где число – числитель дроби, число – знаменатель.
Примеры:
Обыкновенная дробь может быть правильной или неправильной, сократимой или несократимой:
Дробь называется правильной, если числитель меньше знаменателя .
Примеры:
Дробь называется неправильной, если числитель больше знаменателя .
Примеры:
Основное свойство обыкновенной дроби:
Если числитель и знаменатель дроби умножить или разделить на одно и то же натуральное число (натуральные числа – числа, которые используются при счете: 1, 2, 3, …), то получится дробь, равная данной.
Дробь называется сократимой, если числитель и знаменатель имеют общие множители (числитель и знаменатель можно поделить на одно и то же число).
Примеры сократимых дробей:
Дробь называется несократимой, если числитель и знаменатель дроби не имеют общих множителей.
Примеры несократимых дробей:
Дробь называется смешанной, если у нее есть целая часть. То есть саму дробь можно представить в виде суммы целого числа и обыкновенной дроби.
Примеры смешанных дробей:
Смешанную дробь всегда можно перевести в неправильную обыкновенную дробь.
Дробь называется десятичной, если она представлена в десятичной записи.
Примеры десятичных дробей:
; ; ; .
Десятичную дробь всегда можно перевести в смешанную дробь или в обыкновенную дробь с числителем и знаменателем. Так поступают, когда необходимо совершить действие между обыкновенной дробью и десятичной.
Перевод в смешанные дроби:
Перевод в обыкновенные дроби:
Сложение и вычитание дробей.
Для того, чтобы складывать и вычитать смешанные дроби между собой, необходимо действовать следующим образом:
- превратить дроби из смешанных в неправильные, если такие дроби есть,
например: \[2\frac{7}{8} = \frac{{2 \cdot 8 + 7}}{8} = \frac{{23}}{8}\] - найти наименьший общий знаменатель у полученных дробей и домножить числители на недостающие множители;
- произвести сложение или вычитание числителей дробей, подписав под суммой или разностью общий знаменатель.
Примеры:
Умножение и деление дробей.
При умножении двух дробей числитель первой дроби умножается на числитель второй дроби, знаменатель первой дроби умножается на знаменатель второй:
\[\frac{a}{b} \cdot \frac{c}{d} = \frac{{a \cdot c}}{{b \cdot d}}\]
Чтобы умножить дробь на число, необходимо представить это число в виде дроби со знаменателем-единицей:
\[\frac{a}{b} \cdot c = \frac{a}{b} \cdot \frac{c}{1} = \frac{{a \cdot c}}{{b \cdot 1}} = \frac{{a \cdot c}}{b}\]
При делении двух дробей необходимо первую дробь умножить на «перевёрнутую» предыдущую, то есть у дроби-делителя поменять местами числитель и знаменатель и поставить операцию умножения вместо операции деления между этими дробями:
\[\frac{a}{b} \div \frac{c}{d} = \frac{a}{b} \cdot \frac{d}{c} = \frac{{a \cdot d}}{{b \cdot c}}\]Чтобы разделить дробь на число, необходимо представить это число в виде дроби со знаменателем-единицей:
\[\frac{a}{b} \div c = \frac{a}{b} \div \frac{c}{1} = \frac{a}{b} \cdot \frac{1}{c} = \frac{{a \cdot 1}}{{b \cdot c}} = \frac{a}{{b \cdot c}}\]Примеры:
Сравнение дробей.
Для того, чтобы сравнивать две дроби между собой, нужно уметь выполнять действия с дробями (сложение, вычитание, умножение, деление). При сравнении дробей, особенно в заданиях, где требуется расположить дроби в порядке возрастания или убывания, удобно приводить обыкновенную дробь к виду десятичной.
Из двух дробей с одинаковыми знаменателями больше та дробь, у которой числитель больше.
Примеры:
Из двух дробей с одинаковыми числителями больше та дробь, у которой знаменатель меньше.
Примеры:
Чтобы сравнить дроби с разными знаменателями, нужно привести дроби к общему знаменателю.
Пример 1:
Приводим дроби к общему знаменателю:
\[\mathop {\frac{{{2^{\backslash 7}}}}{5}?\frac{{{3^{\backslash 5}}}}{7}}\limits_{35} \Leftrightarrow \frac{{14}}{{35}} < \frac{{15}}{{35}}\]Приходим к выводу, что:
\[\frac{2}{5} < \frac{3}{7}\]Пример 2:
\[\frac{5}{6}?\frac{7}{9}\]Приводим дроби к общему знаменателю:
\[\mathop {\frac{{{5^{\backslash 3}}}}{6}?\frac{{{7^{\backslash 2}}}}{9}}\limits_{18} \Leftrightarrow \frac{{15}}{{18}} > \frac{{14}}{{18}}\]Приходим к выводу, что:
\[\frac{5}{6} > \frac{7}{9}\]Действия со степенями.
$a^n$ — степень числа $a$ с натуральным показателем $n$.
$a$ — основание степени, $n$ — показатель.
— произведение $n$ множителей, каждый из которых равен $a$.
Любое число $a$ можно представить в виде $a=a^1$. То есть $2=2^1$, $15=15^1$ и так далее.
Единицу можно представить, как произвольное число в степени $0$, то есть $1=2^0=15^0\dotsc$
Единицу можно возводить в любую степень, то есть $1=1^n=1^0=1^1=1^8=1^{146}\dotsc$
Ноль в любой натуральной степени есть ноль, то есть: $0 = {0^n} = {0^1} = {0^{15}} = {0^{179}}\dotsc$ где $n \ne 0$.
Запись в математике не имеет смысла.
Свойства степеней с натуральным показателем:
Пример:
$${a^2} \cdot {a^5} = {a^7}$$
Пример:
$$\frac{{{a^4}}}{{{a^3}}} = {a^{4 - 3}} = {a^1} = a$$
Пример:
$${(a \cdot b)^3} = {a^3} \cdot {b^3}$$
Пример:
$${\left( {\frac{a}{b}} \right)^8} = \frac{{{a^8}}}{{{b^8}}}$$
Пример:
$${({a^2})^5} = {a^{2 \cdot 5}} = {a^{10}}$$
Примеры:
$${a^{ - 2}} = \frac{1}{{{a^2}}};\;\;\;\;{a^{ - 1}} = \frac{1}{{{a^1}}} = \frac{1}{a}.$$
Возведение отрицательных чисел в степень
Отрицательное число, возведенное в нечётную степень есть число отрицательное
Примеры:
\[{( - 2)^3} = - ({2^3}) = - 8;\] \[{( - 1)^5} = - ({1^5}) = - 1;\] \[{( - 6)^1} = - 6;\] \[{( - 10)^3} = - ({10^3}) = - 1000.\]
Отрицательное число, возведенное в чётную степень есть число положительное
Примеры:
\[{( - 2)^4} = {2^4} = 16;\] \[{( - 1)^{10}} = {1^{10}} = 1;\] \[{( - 10)^6} = {10^6} = 1000000.\]
Задание №6 из ОГЭ 2024. Типовые задачи и принцип их решения.
Скачать домашнее задание к уроку.